ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКИПАЖА

Совершенствование авиационной техники, повы­шение ее надежности и расширение диапазона ис­пользования в современных условиях научно-техни­ческого прогресса, значительно опережают рост воз­можностей человека-оператора и особенно летного ■состава.

Технические возможности ВС, а в отдельных слу­чаях и условия полета, могут превысить возможности человека-оператора (психофизиологический барьер), .которые строго индивидуальны. Несоответствие меж­ду летно-техническими параметрами и возможностя­ми человека создает серьезные препятствия для — обеспечения безопасности полетов на современных ВС. Причины снижения функциональной эффективно­сти экипажа и пути ее повышения в настоящее время •определяют первостепенную по значимости, пробле­му личностного фактора.

К личностному фактору, связанному с психофизио­логическим состоянием членов экипажа, относят все ■несоответствия их приспособительных механизмов, которые обусловливают возникновение ошибок и на­рушений в операторской деятельности членов экипа­жа, приводящих к развитию аварийной и даже ката­строфической ситуации.

К факторам, определяющим функциональную эф- -фективность экипажа, можно отнести: профессиональ­ный уровень; уровень дисциплины; психофизиологи­ческое состояние членов экипажа.

Профессиональный уровень формируется в тече-: ние всего периода летной деятельности. Опыт работы убедительно свидетельствует, что надежность профес­сиональной деятельности летного состава, а в конеч­ном итоге, и профессиональный уровень во многом зависят от качества отбора кандидатов для летной работы. Задача профессионального отбора состоит в том, чтобы из общей массы желающих посвятить себя летной деятельности, необходимо отобрать тех кандидатов, в которых могут быть сформированы все качества полноценного летного специалиста. И здесь наравне с физическим здоровьем определяющими! являются факторы, характеризующие человека с точ­ки зрения его профессиональных возможностей. В комплексе с качеством отбора кандидатов для лет­ного обучения важную роль в формировании высоко­го профессионального уровня играют: качество пер­воначального обучения; эффективность наземной и летной подготовки в процессе профессиональной дея­тельности; качество отбора для переподготовки.

Исходя из этого можно определять профессио­нальный уровень как комплекс теоретических знаний и практических навыков, эффективность применения которых в процессе непосредственной летной дея­тельности определяет профессиональное мастерство- летных специалистов.

Уровень дисциплины — важный фактор надежно­го функционирования АТС. Данные анализа безопас­ности полетов свидетельствуют о взаимосвязи состоя­ния дисциплины и безопасности полетов.

В постановлениях ЦК КПСС и решениях Колле­гий МГА неоднократно подчеркивалось, что без стро­жайшей дисциплины и исполнительности невозмож­ны ни успешная работа гражданской авиации по вы­полнению народнохозяйственных планов, ни высокий уровень безопасности полетов. Летная дисциплина1 предполагает глубокие знания и неукоснительное исполнение законов летной работы, которые вырабо­таны многолетним опытом работы авиаторов. Любая неточность, пренебрежение требованиями руководя­щих документов, регламентирующих летную работу* в авиации обходятся очень дорого, а иногда ценой человеческих жизней.

50

Слова о том, что НПП ГА, ОПП и РЛЭ ВС яв­ляются законом жизни авиатора, актуальны для каж­дого члена экипажа в течение всего периода летной деятельности. Неукоснительное выполнение их требо­ваний позволяет экипажу выработать единственно правильное решение, в каждой конкретной ситуации. В формировании дисциплинированности у советских авиаспециалистов первостепенное значение имеет личный пример и требовательность командиров и на­чальников всех степеней. В экипажах и авиаподраз­делениях должна быть создана обстановка нетерпи­мости ко всякого рода нарушениям, нерадивости и халатного отношения к служебным обязанностям. Особое место в воспитании чувства исполнительности, укрепления производственной и гражданской дисцип­лины и предупреждения авиационных происшествий занимает систематическое изучение и неукоснительное выполнение приказов министра гражданской авиация и других руководящих документов.

Психофизиологическое состояние членов экицажа определяется большой группой факторов, которые можно условно разделить на физиологические и пси­хологические. Они очень тесно взаимосвязаны и ус­ловное деление на две подгруппы предпринято для большей наглядности их рассмотрения.

Физиологические — группа факторов, связанных ■с состоянием здоровья и самочувствием, влияющих на работоспособность членов экипажа. К таким факто­рам можно отнести: острые заболевания или отрав­ление; скрытое осложнение после перенесенных забо­леваний; утомление и переутомление; последствия употребления алкоголя и курения; последствия не­правильного или неразрешенного приема лекарств; нарушение годового цикла; нарушение суточного цикла; неблагоприятные сочетания биоритмов. Ост­рые заболевания или отравление членов экипажа в полете резко снижают эффективность их деятельно­сти, так как это связано с рядом нежелательных фак­торов: усложнением деятельности вследствие возмож­ного падения потерявшего сознание члена экипажа на органы управления, что особенно опасно у земли; необходимостью внезапного перераспределения функ­циональных обязанностей между членами экипажа, порой совершенно неожиданного и плохо реа­лизуемого из-за возможного ограничения во вре­мени. В практике летной работы отмечены случаи: острых заболеваний пилотов, которые могут вызвать, предпосылки, приводящие к АП.

Для сохранения высокой работоспособности и лет­ного долголетия в ГА СССР проводится строгий сис­тематический медицинский контроль летного состава: и широкий комплекс профилактических оздоровитель­ных мероприятий. Скрытые осложнения после пере­несенных заболеваний или скрытые формы заболева­ний, особенно сердечно-сосудистой системы и органов; дыхания, могут привести к значительной, а иногда и полной потере работоспособности пилота в полете.. Так, респираторные заболевания, трудно поддающие­ся диагностике в обычных земных условиях (легкое недомогание, насморк и т. п.) и скрываемые пилотом в процессе медицинского контроля, по зарубежным’ источникам, являются причиной 3—4 катастроф, свя­занных с-личностным фактором. Пилоту необходимо— помнить, что сокрытие от медицинского персонала, осуществляющего медицинский контроль, даже сла­бых признаков заболевания или легкого недомога­ния — это предпосылка к авиационному происшест­вию, угроза десяткам человеческих жизней. И оно. не может быть оправдано ни стремлением выполне­ния полетного задания, ни выполнением плана работ и никакими другими мотивами.

Особую группу отрицательных физиологических факторов составляют последствия употребления ал­коголя и курения. Установлено, что отрицательное — влияние алкоголя на функциональные характеристи­ки оператора проявляется в нескольких направлениях (уменьшается вероятность полного использования всех возможностей ВС и его систем, увеличивается время запаздывания, т. е. время реакции на команд­ный сигнал, ухудшается техника пилотирования ® показатели функциональной эффективности в целом).

Даже разовые употребления алкоголя в малых дозах значительно снижают внимание, усложняют прием решений, требующих логических рассуждений., затрудняют выполнение сложной деятельности, тре­бующей быстрой реакции и ясного мышления. Уп — -52

равление полетом ВС в этих случаях особенно опас­но. Остаточное влияние разового приема алкоголя? сохраняется не менее 12 ч с момента приема, а ш» прошествии этого времени остаточные явления со­ставляют 80—90 %.

О вреде курения известно достаточно много. Од­ним из отрицательных факторов является содержа­ние в дыме окиси углерода. Механизм его действия, заключается в появлении гипоксии в наземных усло­виях из-за связывания гемоглобина в крови. Степень — воздействия окиси углерода определяется индивиду­альными особенностями человека и количеством вы­куриваемого табака за определенное время. По экс­периментальным данным число выкуриваемых в день, сигарет и суммарный эффект кислородного голода­ния, выраженный в виде эквивалентной высоты, свя.- заны следующим образом:

10—20 шт………………………………………… 1800—2400 м-

Более 20 шт……………………………………… более 4200 м

Проведенные исследования свидетельствуют, ЧТО; курение затрудняет умственную деятельность, снижа­ет чувствительность слуха, ухудшает цветоощущение.

Утомление является особым фактором, определяю­щим функциональную эффективность экипажа. Ожб в особых ситуациях в полете снижает вероятность, предотвращения авиационного происшествия. Разли­чают два вида утомления: острое и хроническое.

Острое утомление развивается под воздействием — кратковременных стрессовых ситуаций большой ин­тенсивности. Примером острого утомления может служить случай вынужденной посадки пилота — из-за — отказа двигателя на взлете. Сам процесс посадки очень скоротечен и не требует значительных физиче­ских усилий, однако психологическая нагрузка столь, велика, что пилот после вынужденной посадки в от­дельных случаях может испытывать даже болезнен­ное состояние. При остром утомлении наблюдается. увеличение числа ошибок в расчетах, нарушается точность выполнения различных операций. Пилот лег­ко отвлекается, забывает выполнять второстепенные операции в процессе непосредственной деятельности;.

Хроническое утомление развивается при длитель­ном стрессе. Оно проявляется в замедленных реак­циях, ухудшении мыслительной деятельности, раздра­жительности и общей депрессии. Основными причи­нами, вызывающими утомление, являются: энергети­ческие затраты организма; монотонность деятельно­сти; длительная активность; разочаровывающие си­туации; ограничивающие условия; повышение требо­вательности к результатам деятельности. Подвержен­ность членов экипажа утомлению обусловлена специ- ■ фикой летной деятельности. Симптомами профессио­нального утомления пилота, указывающими на резкое •снижение качества пилотирования, являются: суже­

ние внимания на отдельных приборах, вместо посто­янного контроля за показаниями всех приборов; ухуд­шение координации при работе с органами управле­ния ВС; общее снижение работоспособности.

Профессиональное утомление при ранней диагно­стике в значительной мере обратимо, однако хрони­ческое переутомление, связанное с выполнением мно­гих напряженных полетов без достаточного отдыха, шедет к прогрессирующему снижению профессиональ­ного мастерства. По данным ИКАО, частота АП, свя­занных с переутомлением линейных пилотов, состав­ляет 15 %.

В ГА СССР установлены строго научно обосно — шанные санитарные нормы допустимого налета часов летным составом. В основе этих норм — охрана здо­ровья советского человека, обеспечение его профес­сионального долголетия и высокого уровня безопасно­сти полетов. В табл. 3 приведены сравнительные нор­мы допустимого налета часов летным составом в раз­личных странах.

Отдельные исследователи в капиталистических — странах допускают вероятность увеличения этих норм „до 1400 ч в год. Основа этих предположений — «ком­мерческий смысл» использования летного состава, т. е. работа «на износ» ради коммерческой прибыли.

Для предупреждения хронического переутомления решающее значение имеет соблюдение летным соста­вом режима труда и отдыха, который определяет от­дельные временные циклы. Нарушение годового цик­ла обусловлено проблемой длительных перелетов и
заключается в фазовых рассогласованиях между фи­зиологическим циклом человека по месту его постоян­ного пребывания и места прилета. Нарушение годо­вого биологического цикла может происходить при быстром перемещении человека из одного времени года в другое, связанного с длительными перелетами, из высоких в экваториальные широты и обратно. При этом резкое изменение климатических условий вызы­вает значительное снижение функциональной эффек­тивности летного состава, восстановление которой в; новых условиях определяется периодом адаптации.. Он может продолжаться 2—3 недели.

Нарушение суточного цикла обусловливается: быстрым перемещением ВС в широтном направлении — с пересечением часовых поясов, что приводит к сдви­гу между фазами географического и физиологическо­го цикла. В результате этого у членов экипажа (у пассажиров) происходит нарушение привычного су­точного ритма жизнедеятельности: сна, приема пищи: и т. д. Исследования географического цикла показа­ли, что организм достаточно быстро адаптируется к новым условиям, но полное восстановление функцио­нальной эффективности происходит за 2—3 сут.

Подпись: Таблица 3. Допустимый налет часов экипажами ВС Время налета, ч Страны 1 квар- в день неделю месяц } тал год

Определенный интерес представляют проводимые в последние годы исследования влияния биоритмов: летного состава на безопасность полетов. Предпола­гается наличие у каждого человека трех биоритмов: физического с цикличностью 23 сут; эмоционального с цикличностью 28 сут; интеллектуального с циклич­ностью 33 сут. Предполагают, что взаимосочетания.

США

8—10

30

100

1000

Канада

120

300

1200

ФРГ

10

120

300

1100

СССР

6—8

■ 70—80

700—800

Бразилия

10—13

24

100

270

1000

Бельгия

11

120

300

1000

этих биоритмов — ВЛИЯЮТ таа ‘чувства и работоспо­собность человека (рис. 9).

Подпись: Рис. 9. Биоритмы человека: . J — физический цикл; 2 — критический период; 3 — эмоциональный • цикл; 4 — интеллектуальный цикл Положительная фаза цикл а р а сом атриваетоя

■как период •ішвьшієніной р аботошееобности, отри — дательная — как период подавленности, слада ак­тивной деятельности. Точ­ки пересечения циклов на — — зываются критическими периодами, которые длятся предположительно около суток и характеризуются как наиболее неблагоприятные. Однако проводимые в ва — . стоящее время последования с Обработкой достаточно большого объема данных, исключают пока биорит­мы, как причинный фактор авиационных происшест — ший, однако не исключают его значения полностью.

Психологические факторы включают в себя: тин темперамента; волевые качества; скорость реакции на внешние раздражители; уровень внимания, вос­приятия, памяти, мышления; ощущение времени и "временных интервалов; способность ориентироваться «в пространстве; элементы групповой и социальной психологии.

Тип темперамента, волевые качества личности и свойства характера человека относятся к типологи­ческим особенностям высшей нервной деятельности, каждая из которых оказывает свое специфическое — влияние на функциональную эффективность членов экипажа в отдельности и всего экипажа в целом. Так, ■•.ярко выраженный холерик нежелателен в качестве командира экипажа. В этой роли предпочтителен ■сангвиник или флегматик. Меланхолик — вообще ^нежелателен в качестве лица летного состава.

Волевые качества определяют человека как лич — ■ность. Роль и значение волевых качеств советского ‘человека очень велики и обширны. Волевое стремле­ние к выполнению намеченной цели и в большом, и в пмалом помогает преодолевать многие трудности пов- -седневной летной жизни. Высокие волевые качества шомогают в преодолений различных барьеров на пути

ібб

совершенствования профессионального мастерства.. Курсант летного учебного заведения без высоких во­левых качеств, без целеустремленности не станет хорошим пилотом.

Скорость реакции на внешние раздражители, уро­вень внимания, восприятие, память, мышление, ощу­щение времени и временных интервалов, способность — ориентироваться в пространстве — определяют функ­циональную эффективность пилота как оператора в — биотехнической системе «Э — ВС». Чем выше пере­численные качества, тем эффективней взаимодействие членов экипажа, тем больше перспектива совершен­ствования профессионального мастерства.

Элементы групповой и социальной психологии — важные факторы обеспечения функциональной на­дежности экипажа, а следовательно, и безопасности-, полетов. К элементам групповой психологии относят­ся: степень слаженности экипажа; коллективный лет­ный навык; наличие лидера, объединяющего формаль­ное и неформальное руководство экипажем; стиль — руководства (демократический или автократический); конфликты между членами экипажа из-за психологи­ческой несовместимости; уровень взаимоотношений., между членами экипажа и в коллективе авиаподраз­деления.

Элементы социальной психологии включают в се­бя: психологическую настроенность и сознание своего, положения в обществе и в коллективе; знание своих прав и обязанностей; общую культуру и манеру поведения в коллективе; готовность и умение ставить. общественные интересы выше личных; способность — заботиться о подчиненных; внимательность, чуткость и справедливую требовательность; способность к об­щению, дружбе, товариществу; чувство коллективиз­ма; твердость и решительность; самообладание, орга­низованность, выдержку и мужество; готовность без­заветного служения Родине, преданность партии, идеалам коммунизма. Таким образом, безопасность, полетов зависит не только от надежности авиацион­ной техники, но и в значительной степени от личност­ного фактора и психологического климата в эки­паже.